В гостях у основателя бизнес-школы для ивент-артистов «Я — артист, я — продюсер» Руслана Манина генеральный продюсер event-холдинга «КнязевЪ», учредитель Национальной Ассоциации ивенторов НАОМ Сергей Князев.
— Сергей, добрый день! Многих event – артистов сегодня волнует простой вопрос: «Что будет дальше со спросом на выступления артистов?» И особенно это важно артистам, для которых это основная деятельность. И хочется знать, как ситуацию правильно оценить и, самое главное, понять, что можно сделать для того, чтобы поддержать уровень востребованности. Вы в этой event-бизнесе работаете очень давно, многие вас знают, поэтому Ваше мнение, безусловно, будет очень интересно, и будет очень здорово, если Вы дадите вашу оценку ситуации.
— Я хочу сказать, что это уже третий кризис, который мне, в бытность работы event — продюсером, удалось пережить. Первый был еще в 1998 году, потом был 2008-2009 годы и вот новая волна экономического спада, очень серьезного спада, и пожалуй, более глубокого, чем все, что было до этого.
Ситуация, в общем-то такая: у нашего заказчика меньше денег на то, чтобы организовывать пышные празднества и не важно какие: корпоративные праздники, юбилеи, день рождения ребенка или свадьба.
В любом случае, экономическая ситуация наша с заказчиком отражается в том, что у него меньше бюджета на проведение мероприятия, и следовательно, меньшие запросы. Если раньше в программу приглашали кроме ведущего, кавер-группу, ди-джея, который сопровождает тосты, программу с музыкальным оформлением, шоу-балет, с которого обязательно начиналась программа, аниматора, который встречает гостей, джазовый бэнд, который создает настроение, саксофониста или квартет скрипичный и так далее. Сейчас, уже начиная с велком-зоны, т.е. с момента встречи гостей, все стало достаточно скромно, т.к. заказчик говорит, что денег нет ни на саксофонистов, ни на квартет, ни на аниматоров, пусть официанты раздают шампанское, а ди-джей пусть просто включит красивую фоновую музыку…
— Сразу вопрос! Это происходит по всем сегментам или в премиум-сегменте все, как было, так и остается?
— Премиум-сегмент всегда жил хорошо, там ничего не меняется. Те, у кого есть деньги, если люди заработали 20-30 млн.долларов, значит так у них и лежит, празднуя свой юбилей или отмечая свадьбу сына/дочери и т.д.
— Как это было лет 10 назад, так и сейчас это происходит?
— Абсолютно, так все и происходит. В премиум-сегмент чем более пышно, чем более ярко, чем более титулованные артисты — тем более все это востребовано.
— Получается следующий вывод — спрос на премиум-сегмент не меняется, а в сегментах средний и эконом спрос падает.
— Да, и самый массовый – это средний и эконом сегменты. Мы сейчас говорим с вами об event — рынке и о том самом падении, которое Вы обозначили в вопросе. Как раз речь идет о массовом сегменте, в котором работает львиная доля артистов, event-агентств, дизайнеров, сценических операторов по звуку/свету. Мы сейчас с Вами говорим о нем, потому что говорить о премиум-сегменте, где бюджеты и сейчас не падают, нет смысла. Как мы делали для них праздники за границей или в России на лучших площадках с самыми титулованными артистами и ведущими, так и делаем.
Сейчас для того, чтобы быть востребованным, надо учитывать, что заказчиков стало меньше, меньше денег стало на все шоу-программы. Да, мы привыкли к определенным гонорарам. Если артист в 2014-2015 годах работал по определенным устоявшимся расценкам, и вдруг он видит, что заказов на его выступления меньше, метод простой: снижать свой гонорар. И причем снижать не в голове у себя, а делать так, чтобы это было интересно и видно заказчикам – в социальных сетях, на сайте и подобных ресурсах. Надо, чтобы все были в курсе, что в связи с экономической ситуацией Вы снижаете свой гонорар и таким образом вы можете поддержать свою востребованность.
— То есть первая рекомендация – снижать гонорар.
— Это в первую очередь, а во вторая – это довести до ваших потенциальных заказчиков эту информацию. Если вы работаете с event-агентствами, значит, то они должны это знать, если стараетесь работать напрямую с заказчиками, значит, это они должны узнать.
-Отлично, получается, что рынок уменьшился, а количество артистов осталось примерно то же, и очевидно, что работы на всех не хватит.
— Скажу больше, количество артистов даже увеличивается, потому что талантливыми людьми рынок пополняется ежегодно. Ежегодно на рынок выходит огромное количество талантливых интересных музыкантов, появляются новые коллективы, рынок артистов пополняется, и это естественный процесс. И с другой стороны, заказчиков становится меньше, а те, которые есть, располагают более скромными бюджетами.
Вот небольшая статистика: с 2013 годом количество заказов снижалось по 2017 год примерно на 15-20% ежегодно. А с начала 2017 года – на 30% количество обращений на рынок заказов праздников уменьшилось.
Надо понять одно, сейчас то самое время, когда стоит уменьшить свои амбиции. И чтобы оставаться на плаву и получать заказы, и при этом достаточное количество этих заказов (кстати, можно и за счет количества их оставаться на плаву творческого пути) нужно существенно снижать свою гонорарную планку, и при этом обязательно донести эту информацию до заказчиков. К слову, даже продюсеры звезд эстрады, с которыми мое агентство работает очень давно (первый, второй эшелон по популярности) звонят сами и предлагают более низкие ставки. Если раньше в 2014-2015 году они говорили, что к Новому году мы свои гонорары не поднимаем, оставляем летний уровень гонорара, то сейчас они предлагают снизить свою ставку.
— То, что Вы сказали, это классический маркетинг.
— Конечно, ничего нового. Будь то артист, ведущий или кавер-группа, для того, чтобы сохранить заказы, они должны, в первую очередь снизить свою гонорарную ставку, можно предложить event-агентствам больший процент. Если раньше предлагали 15%, то сейчас можно предложить 20%. Агентства больше любят тех артистов, которые дают большую процентную ставку. То же самое и по площадкам, техническим операторам и так далее.
Есть еще один метод продвижения себя на рынок, особенно это касается менее известных коллективов, вокалистов, танцоров – это просто бесплатное участие в промо-мероприятиях. Например, как сейчас проходит форум в Москве, огромнейшее мероприятие, на котором собираются директора, руководители крупнейших event-агентств. Можно напроситься на таких мероприятиях выступать, показать себя в очередной раз, предоставить свою новую программу. Такой метод дает возможность продвигаться. В июне 5-8 числа в Ростове будет Форум и те, кто туда напросятся, как и в прошлом году, будут действительно востребованы.
— Вот это очень интересный момент – промо-выступления. Сейчас артисты, которые Вас услышат, соберутся ехать в Ростов, но ведь это очень затратно?
— Да, это затратно, но это то самое вложение в бизнес, которое поможет выйти из сложной экономической ситуации.
— Вопрос возникает интересный – как понять артисту, стоит ли ему показывать свое выступление? А если Вы решите, что оно посредственное? Как он может оценить свое шоу?
— Хороший вопрос, потому что многие артисты оценивают свой уровень выше, чем он есть на самом деле. Если ты приехал, показал свое выступление и после этого нет заказов, следует подумать, что что-то не так с тем, что ты предлагаешь на сцене.
— Может, не стоить стесняться и после выступления подойти к event-агентствам и задать вопрос прямой? Чтоб максимально использовать прямой контакт. Как это будет выглядеть с точки зрения этики?
— Ко мне часто после завершения выступления подходят артисты или их руководители и спрашивают: «Ну как?». Я человек интеллигентный и воспитанный, как я ему крылья буду подрезать? Говорю: «Неплохо, но Вам надо еще работать, улучшать», они думают, что молодцы, а я считаю, что нет, и никогда их не закажу. Посредственный коллектив или даже коллектив со среднем уровнем с регионов в Москву приглашать не буду, таких и столице полно. Я буду приглашать и рекомендовать клиенту только таких, которые ВАУ! просто. Были примеры, когда приглашали из дальних городов, потому, что очень удивили, потому что таких нет в столице, а если не было того, что их отличает, то и приглашения не будет. Придумайте что-то интересное, сделайте свою изюминку, мы будем Вас приглашать.
— А у вас есть ощущение, что при всей насыщенности жанров, что далеко не все представлено и есть еще чем удивлять?
— Всегда будет чем удивлять, всегда будут находиться талантливые продюсеры, руководители коллективов, которые будут понимать, что вот есть десятки кавер-групп, сотни шоу-балетов, чтобы нам отличаться от других, недостаточно хорошего вокала, исполнения, что нужны сценические образы, хореография, что нужно добавлять какой-то вау-эффект. Надо думать, все время что-то придумывать. Я помню, как Алла духова (шоу-балет TODES) 10 лет назад спросила: «Почему нас стали так мало на день строителя приглашать?», я ответил, что им надо что-то проще. На что она, как талантливый продюсер поставила танец с носилками. Это было очень забавно. Два года подряд на всех крупных строительный праздниках и корпоративах танец с носилками открывал мероприятие.
—— Вы оценили шоу Аллы Духовой словом слово «забавно». Вы имеете ввиду элемент юмора? Вам не кажется, что не хватает какой-то легкости в шоу-проектах? Что очень серьезно?
— Очень серьезно. Я вспоминаю слова Александра Цекало, которые он однажды произнес в интервью вместе с Лолитой Милявской (это было начало 90-х, когда еще был дуэт «Академия»), на вопрос: «Как вы там быстро раскрутились?», ответил: «У Лолиты хоть есть голос, а у меня нет, но на сцену хочется, я понял, что поющих дуэтов навалом, а вот юмора… Мы сделали юмор и стали востребованными». С телевизора они не сходили, во всех программах, шоу участвовали, и в каждой песне – юмор.
— В заключение скажите, пожалуйста, несколько слов артистам.
— Экономические трудности периодически возникают на рынке, это не повод, чтобы прекращать свою деятельность, это повод, чтобы как никогда начать активно действовать на рынке. Подумать над теми шоу-программами, которые Вы предлагаете своему зрителю, насколько это отличается от всего остального, всегда ищите изюминку, особенную подачу своего материала. При этом понимать, что даже если вы вложились и понесли затраты, то это не повод, поднимать гонорары и при этом не быть востребованным из за высокой цены.
— Сергей, спасибо за беседу!